«Талибан» раскинул соцсети
Как технологические компании пытаются бороться с самопиаром террористов
«Коммерсантъ» от 22.08.2021, 13:02
Движение «Талибан» (террористическая группировка, запрещена в РФ) все активнее присутствует в соцсетях и в интернете. Там талибы стараются сформировать более позитивный образ движения, чем тот, который сложился сейчас у мировой общественности. Многие соцсети блокируют такого рода аккаунты, однако из-за неоднозначности существующих на этот счет правил так делают не все.
Пиар по-талибски
Американские эксперты решили изучить, как случилось, что талибы, которые порицали современные технологии и запрещали пользование интернетом, изменили тактику и используют соцсети. В настоящее время у сторонников «Талибана» (террористическая группировка, запрещена в РФ) есть аккаунты в самых разных соцсетях — Facebook, Twitter и Instagram,— а также многочисленные чаты в таких мессенджерах, как WhatsApp и Telegram. В интервью The Washington Post научный сотрудник Цифровой криминалистической исследовательской лаборатории при Атлантическом совете Эмерсон Брукинг заявил, что «Талибан» присутствует в Twitter по меньшей мере с 2011 года, в Telegram — c 2016-го, а с 2019-го представители движения активно пользуются хештегами в соцсетях для распространения своих постов. «У «Талибана» уже многие годы есть стратегия в соцсетях, талибы используют множество платформ для распространения своих сообщений.
Они быстро реагируют на события — даже быстрее, чем афганское правительство»,— считает старший научный сотрудник американского Фонда защиты демократии Том Джоселин.
Талибы пользуются соцсетями так умело, что, по мнению аналитиков, напрашивается вывод: в некоторых случаях их явно консультируют PR-компании. Эксперты отмечают, что продвижение тем, адаптация их под стиль разных площадок, создание потенциально вирусных видео и изображений осуществляются по тем же лекалам, что и многие корпоративные пиар-акции. Одним из таких примеров американские эксперты считают видео, на котором вооруженные талибы в камуфляже позируют на фоне розово-голубого неба, а сопровождающая надпись на английском и пушту гласит: «В атмосфере свободы».
Кто такие талибы
Американские эксперты уверены: у талибов есть специалисты, занимающиеся продвижением их идеологии и созданием позитивного образа движения в соцсетях. «Если судить по большому объему данных, несколько аккаунтов ведутся людьми, чьей основной работой скорее всего является ведение соцсетей,— рассказывает исследователь из Центра криминалистики медиа при Университете Клемсона Даррен Линвилл.— Эти аккаунты ведутся не лидерами или боевиками «Талибана», а людьми, у которых есть непрерывный доступ в интернет, как с компьютера, так и с портативного устройства, и которые прилично знают английский».
С Twitter наперевес
По мнению экспертов, хотя число смартфонов в самом Афганистане существенно выросло за последние годы, а мобильный интернет получил довольно широкое распространение, такие посты и видео нацелены в первую очередь на международную аудиторию — как на афганцев, живущих в других странах, или потенциальных сторонников «Талибана» там, так и на людей, негативно относящихся к движению. Так, у официального сайта движения есть версии на многих языках — пушту, дари, урду, арабском и английском. «Они очень хорошо приспособились к западному уху и знают, как играть с журналистами, знают, что надо сказать, чтобы это звучало привлекательно для западного уха, и умеют ввести в заблуждение»,— отмечает господин Джоселин.
Как исламский мир воспринял смену власти в Афганистане
В соцсетях талибы стараются бороться негативным имиджем своего движения в западном общественном сознании. В последние месяцы наблюдатели отмечают всплеск такого рода контента в различных соцсетях и мессенджерах. Во время наступления террористов они постоянно транслировали информацию об этом наступлении вместе с постами о хорошей жизни, которая ждет граждан под властью талибов в будущем.
У пресс-секретаря «Талибана» Сухаила Шахина есть аккаунт в Twitter — у этого аккаунта более 350 тыс. подписчиков. В последние дни в нем появляется много твитов, в которых провозглашается миролюбие талибов. Сухаил Шахин писал о том, что моджахедам запрещено без разрешения входить в чужие дома, что «Талибан» не собирается покушаться на «жизнь, собственность и честь» афганцев, что женщины при талибах смогут продолжать учебу и работу. Другие аккаунты, связанные с «Талибаном», регулярно сообщают о том, что в стране в целом и в Кабуле в частности после прихода талибов продолжается нормальная жизнь.
Но есть и сервисы, рассчитанные на местное население,— например, запущенный после прихода к власти аккаунт «службы поддержки населения» в WhatsApp, в котором можно сообщать о случаях насилия, грабежей, нападений и так далее. По словам корреспондента The Economist Дэниела Ноулза, работавшего в Афганистане, такие аккаунты были и раньше. «Когда я впервые услышал об этом, они не были «службами поддержки». Это было скорее так — с местными талибами можно было связаться в WhatsApp, и, если вы позвоните, они могут разрешить конфликты и споры»,— рассказывает он.
Хитрее Трампа
Умелые действия талибов в соцсетях делают борьбу с ними для представителей технологических компаний более сложной. Некоторые консервативно настроенные наблюдатели уже задались вопросом, почему соцсети, блокировавшие аккаунты тогдашнего президента США Дональда Трампа, не столь активно блокируют аккаунты, связанные с «Талибаном». Дело в том, что талибы почти никогда напрямую не нарушают норм и правил, принятых в этих мессенджерах и соцсетях. «Современный «Талибан» отлично разбирается в технологиях и соцсетях — ничего похожего на то, какой группировка была 20 лет назад,— считает Рита Кац, управляющий директор SITE Intelligence Group, организации, занимающейся отслеживанием экстремистского контента в интернете.
— Очевидно, что «Талибан» усложняет задачу соцсетей с точки зрения их политики в отношении контента и не переходит четкие границы, отделяющие нарушение такой политики, которые перешел Трамп».
При этом, по ее мнению, подобный контент нужно удалять, так как он «подпитывает вновь воодушевившееся и крайне опасное глобальное исламистское боевое движение».
Соцсети уже принимают меры по борьбе с «Талибаном». Во вторник Facebook объявил о блокировке аккаунтов, восхваляющих, поддерживающих или представляющих «Талибан» на платформах компании, включая WhatsApp и Instagram. «В соответствии с американским законодательством «Талибан» находится под санкциями, как террористическая организация, и мы заблокировали его в наших сервисах в соответствии с нашей политикой в отношении опасных организаций»,— заявил Facebook.
Что значит возвращение талибов для региона
В компании также отметили, что отслеживанием занимается целая команда экспертов по Афганистану, которые говорят на пушту и дари и разбираются в местных реалиях. Позже стало известно, что WhatsApp заблокировал все известные ему аккаунты, связанные с террористическим движением «Талибан», в том числе и аккаунт «службы поддержки населения».
YouTube также недавно подтвердил, что он, как и раньше, будет удалять аккаунты, «предположительно связанные с афганским «Талибаном», принадлежащие движению и управляемые им». В то же время целый ряд соцсетей и мессенджеров, включая Twitter, пока не блокирует подобные аккаунты. Помимо отсутствия прямых нарушений правил платформы дело еще и в том, что если пакистанский «Талибан» объявлен в США зарубежной террористической организацией, то афганская ветвь движения, хотя и находится в санкционных списках, не имеет такого официального обозначения.