Россию и Индию испытает Афганистан
Обозреватель “Ъ” Сергей Строкань — о стратегическом партнерстве Москвы и Дели и его роли в будущем афганском урегулировании
«Коммерсантъ» от 14.07.2021, 18:12
Заседание Совета глав МИД государств Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС), прошедшее 14 июля в Душанбе, становится моментом истины как для самой организации, отмечающей в этом году свое 20-летие, так и для каждого из ее членов. Встречи и обсуждения в столице Таджикистана были сосредоточены на главной теме — стремительно деградирующей ситуации в Афганистане, бросающей его соседям новый неожиданный вызов.
США дают понять, что сыты Афганистаном по горло: этот чемодан без ручки, который Вашингтону было все труднее нести в последние года, вот-вот за ненадобностью будет брошен на землю. После чего из него начнет вываливаться наружу все то, что в него пытались впихнуть в последние двадцать лет.
Строго говоря, уже вываливается.
По этой причине хотят они того или нет, но роль внешних сил, которые в пожарном порядке должны будут заполнить возникающий вакуум и купировать раздувающийся, как флюс, афганский конфликт, предстоит взять на себя ключевым региональным игрокам, имеющим наибольшее влияние в Центральной Азии.
Но это не только соседний с Афганистаном Пакистан — главный и единственный спонсор запрещенного в РФ террористического движения «Талибан», рассчитывающий превратить будущий исламский эмират «Талибстан» в свой протекторат. Еще два ключевых игрока, позиция которых во многом предопределит развязку неоконченной афганской партии,— Россия и Индия, привилегированное стратегическое партнерство которых сегодня проходит еще одно испытание на прочность.
Теперь это уже испытание не пандемией коронавируса, как это было в начале года, когда Москва и Дели договаривались по вопросам «вакцинной дипломатии».
Сегодня это испытание афганским кризисом.
Встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с главой МИД Индии Субраманиямом Джайшанкаром в Душанбе стала их уже вторым общением за последние дни, бьющим «температурный рекорд» дипломатической активности двух стран. Не далее как в прошлую пятницу индийский министр находился с визитом в Москве, где не только провел переговоры с Сергеем Лавровым и встретился с российскими парламентариями, но и сделал программное заявление о российско-индийских отношениях, выступая в Институте мировой экономики и международных отношений.
В ходе его встреч и переговоров в Москве были оглашены ряд новых инициатив, призванных придать привилегированному стратегическому партнерству двух стран новое измерение.
Прежде всего это договоренности о проведении диалога Москвы и Дели в формате «2+2» на уровне министров иностранных дел и министров обороны, а также решение начать диалог между Индией и Евразийской экономической комиссией о создании зоны свободной торговли.
По словам Сергея Лаврова, рабочая группа уже сформирована, и дата ее первого заседания может быть объявлена в ближайшее время.
Впрочем, самой острой темой российско-индийских переговоров в Москве, как и в Душанбе, в связи с новым кризисом региональной безопасности стал Афганистан.
Притом что и Москва, и Дели придерживаются фундаментально общего подхода к афганскому кризису, позиции сторон, если быть уж предельно честным, совпадают не на сто процентов, и в них есть определенный зазор.
Российская сторона делает акцент на фиаско американского мегапроекта демократического переустройства Афганистана, родившегося осенью 2001 года после терактов 11 сентября. «США не просто выводят свои войска из Афганистана — они выводят их, де-факто признав провал своей миссии»,— заметил на днях глава МИД РФ Сергей Лавров.
В официальных российских заявлениях также сквозит уже нескрываемое недоумение по поводу действий официальных афганских властей, которые, дескать, не были готовы начать договариваться с талибами, упустив момент для начала процесса национального примирения.
В общем, получается, что чуть ли не во всем виноваты США и еще президент Афганистана Ашраф Гани с его окружением. И это при том, что движение «Талибан» на протяжении многих лет рассматривало переговорный процесс исключительно как возможность вышвырнуть «западную марионетку Гани» и добиться официального оформления капитуляции ненавистных им афганских властей.
В свою очередь, индийская сторона не пытается представить сегодняшний афганский кошмар исключительно как провал американцев, напоминая, что в 2001 году режим талибов ведь свергали не только американцы.
По мандату Совбеза ООН это сделала международная коалиция во главе с США, в которую, кстати, тогда вошли Индия и Россия.
В ходе посещения Москвы глава МИД Индии не стал особо педалировать столь близкую российской дипломатии тему американского провала в Афганистане, а напомнил о том, что в широком смысле с Афганистаном провалились все.
«Афганистан — это отдельный случай, поскольку уже больше 30 лет проводятся различные конференции, собираются разные группы, форматы, которые обсуждают, каким образом стабилизировать ситуацию в Афганистане, принести туда мир»,— отметил Субраманиям Джайшанкар.
Это нечасто встречающееся сегодня откровенное признание того, что эффективность не только американской, но и российской, индийской дипломатии и другой международной дипломатии на афганском треке пока остается близкой к нулю.
Кроме того, индийская сторона возлагает главную ответственность за эскалацию в Афганистане на талибов, которые сегодня продолжают резать головы и насаждают в «освобожденных районах» средневековые порядки по законам шариата, в то время как представители политического крыла движения ездят на переговоры в Москву.
В этой ситуации для Индии крайне важно задействовать все рычаги, чтобы не допустить свержения законного афганского правительства.
В Дели понимают: что бы сегодня ни обещали талибы, за спиной у нового правительства, когда бы оно ни появилось, будет стоять главный враг Индии — Пакистан.
По этой причине индийцы будут поддерживать нынешнее афганское правительство до конца — даже когда от него отвернутся или отойдут в сторону другие игроки.
Но как бы то ни было, если отбросить нюансы, Россия и Индия по афганскому вопросу едины в главном и имеют общую стратегическую цель: не допустить, чтобы вырывающимся паром из кипящего афганского котла обожгло весь регион.
Для России принципиально важно, чтобы будущий Афганистан не стал плацдармом для терроризма и религиозного экстремизма у южных границ СНГ, в зоне ответственности Организации договора о коллективной безопасности, не вызвал потрясений в Таджикистане и других республиках Центральной Азии.
В свою очередь, вопрос жизненной важности для Индии — сделать так, чтобы после «национального примирения» в Афганистане воюющие против нее международные террористы не получили такие возможности, такие дополнительные рычаги, силы и средства, о которых они пока только могут мечтать.
В общем, сегодняшний Афганистан станет для России и Индии новым серьезным испытанием, которое, надо думать, сблизит их еще больше.