Облет тронулся
Белоруссия теряет воздушные связи с Европой
Газета «Коммерсантъ» №87 от 25.05.2021, стр. 1
Белорусская авиакомпания «Белавиа» лишилась всех своих рейсов в Европу в качестве санкций за принудительную посадку самолета Ryanair в Минске. Кроме того, страны ЕС рекомендовали своим авиаперевозчикам не использовать воздушное пространство страны и даже просят ICAO полностью закрыть его. Такой сценарий поставит «Белавиа» на грань банкротства и лишит Белоруссию $60–70 млн транзитных платежей в год. У авиакомпаний других стран вырастут расходы и полетное время, что отразится на стоимости билетов. Для россиян же и жителей стран СНГ станет гораздо меньше доступных направлений.
Национальный авиаперевозчик Белоруссии «Белавиа» может стать главным пострадавшим в результате скандала с принудительной посадкой в Минске самолета компании Ryanair 23 мая. Страны ЕС на саммите 24 мая объявили, что согласовали запрет «Белавиа» использовать европейское воздушное пространство и совершать посадки в европейских аэропортах, что не только фактически означает для белорусского перевозчика прекращение рейсов в ЕС, но и затруднит полеты, например, в Турцию или Египет.
Также страны ЕС рекомендовали своим авиакомпаниям отказаться от использования воздушного пространства Белоруссии.
При этом Литва уже запретила летать через Белоруссию всем авиакомпаниям, выполняющим рейсы в Вильнюс. К запрету присоединились немецкая Lufthansa, нидерландская KLM, латвийская AirBaltic, венгерская Wizz Air и ряд небольших перевозчиков.
По данным Eurocontrol, за неделю, завершившуюся 19 мая, границу воздушного пространства между ЕС и Белоруссией пересекли 2,5 тыс. самолетов (включая транзит), из них 419 рейсов выполняла «Белавиа». В среднем она летала в страны ЕС около 60 раз в день.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) уже получила запрос ЕС на закрытие воздушного пространства над Белоруссией. На 27 мая назначено экстренное заседание стран—участниц ICAO по этому эпизоду. При этом собеседники “Ъ” в отрасли и эксперты считают, что ICAO будет крайне осторожна в принятии решения. «Не исключаю, что запретов не будет вовсе: когда все проанализируют последствия, станет понятно, что все понемногу потеряют»,— считает Федор Борисов из Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.
«В последний год Минск стал главным хабом для всего региона СНГ, когда доля полетов в европейском направлении увеличилась с допандемических 25% до примерно 50%»,— отмечает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.
Транспортный бойкот Белоруссии со стороны ЕС станет серьезным ударом по «Белавиа» и грозит ей банкротством. Наибольшие потери в случае бойкота белорусского воздушного пространства понесет государственная «Белаэронавигация». «Доход «Белаэронавигации» от транзита составляет $60–70 млн в год — это обслуживание воздушного коридора, в том числе диспетчерское, обеспечение безопасности»,— говорит Александр Ланецкий.
Как отмечает эксперт, в последний раз решение о «закрытии неба» ICAO принимала во время гражданской войны в Ливии в 2011 году. «Сейчас, учитывая состояние авиаотрасли, этот шаг будет выстрелом в ногу, это колоссальные убытки для перевозчиков»,— полагает господин Ланецкий. Он напоминает, что полеты над востоком Украины для западных перевозчиков до сих пор закрыты. И, например, для дальнемагистральных грузовых рейсов из Китая в ЕС «обход Белоруссии будет означать дополнительную посадку из-за нехватки топлива». По его данным, только затраты на топливо на дополнительный час полета узкофюзеляжного судна составят $2,5 тыс., широкофюзеляжного — $5–20 тыс. По мнению Александра Ланецкого, «более реалистичным видится сценарий, когда страны в одностороннем порядке блокируют полеты: так, Украина запретила полеты в своем небе российским авиакомпаниям, а Россия — украинским».
Федор Борисов предлагает не преувеличивать транзитную роль Белоруссии в перевозках российских туристов: по его мнению, это, скорее, временное явление в пандемию. Более серьезные риски возникнут в том случае, если российские авиакомпании не смогут использовать воздушное пространство Белоруссии. «Рейсы в южную Европу после закрытия Украины уже пошли по неоптимальному маршруту, а если закроют Белоруссию, придется делать совсем неудобный круг через Прибалтику, чтобы лететь, например, в Черногорию»,— говорит он. Это может увеличить время полетов на 15–30 мин., что отразится на стоимости авиабилетов.