Итальянский дворец возродили на российские деньги
В пострадавшей от землетрясения Аквиле открылся Музей современного искусства
«Коммерсантъ» от 28.05.2021, 16:40
Министр культуры Италии Дарио Франческини и посол РФ Сергей Разов в пятницу открыли в Аквиле, постепенно восстанавливающейся после разрушительного землетрясения 2009 года, филиал Римского музея современного искусства (MAXXI). Дворец Ардингелли, где разместилось новое выставочное пространство, был отреставрирован на средства, предоставленные Италии Россией. Как отметил в связи с этим посол Разов, «взаимная помощь и поддержка давно стали доброй традицией российско-итальянских отношений». В свою очередь, министр Франческини и другие выступающие с итальянской стороны произносили в адрес РФ слова благодарности.
Жизнь Аквилы разделилась на «до» и «после» 6 апреля 2009 года, когда в городе произошло землетрясение. Погибли 309 человек, получили ранения 1,6 тыс., было разрушено 80% историко-архитектурных памятников, благодаря которым Аквила имела славу цитадели итальянского барокко.
В июне 2009-го тогдашний премьер Италии Сильвио Берлускони устроил в полуразрушенном городе саммит лидеров стран тогда еще «восьмерки» (а не «семерки», как сейчас). Для своих коллег по G8 итальянский премьер организовал экскурсию по превращенному в груду камней историческому центру. Впечатление оказалось сильным, и многие откликнулись на предложение Италии «взять шефство» над одним или несколькими из 40 особо значимых архитектурных шедевров города.
Россия отреагировала одной из первых, взяв под опеку дворец Ардингелли, являющийся памятником позднего барокко, и средневековую церковь святого Григория Великого. На их восстановление Москва выделила в общей сложности €9 млн.
Подобной щедрости не проявила ни одна из других стран. Для сравнения: Франция — следующая после России по сумме выделенных средств — пожертвовала €3 млн. Многие и вовсе забыли о своих обещаниях.
Не удивительно, что с Россией у Аквилы с тех пор установились особые отношения. Городские власти не раз приглашали корреспондента “Ъ” посмотреть, как продвигаются работы. Из-за строительных лесов постепенно начинал проглядывать фасад здания. Затем он предстал во всей красе — таким, каким был задуман архитектором Франческо Фонтаной. Новшество заключалось в установленной у входа памятной табличке с благодарностями.
На сегодня далеко не весь исторический центр восстановлен. Например, напротив дворца Ардингелли возвышается остов церкви Санта-Мария-Паганика, одного из ценнейших памятников Аквилы. Дворец же был сдан городу еще в начале прошлой осени. Однако открытию его для публики помешал вновь установленный в Италии карантин. И потому торжественная церемония открытия филиала MAXXI, который итальянские власти решили расположить в отреставрированном дворце, состоялась лишь в эту пятницу.
Экспозиция, куратором которой выступил директор филиала MAXXI в Аквиле Бартоломео Пьетромарки, названа «Точка равновесия». В нее вошли произведения шестерых современных художников как из постоянной экспозиции МAXXI, так и специально созданные для этого случая. Среди авторов — российская художница Анастасия Потемкина, специально приезжавшая для вдохновения в Аквилу.
Как рассказал “Ъ” Бартоломео Пьетромарки, основной посыл выставки — преобразование, улучшение, возрождение жизни.
О возвращении к лучшим временам также говорили в своих речах министр культуры Дарио Франческини, мэр Аквилы Пьерлуиджи Бионди и директор Фонда МAXXI Джованна Меландри. При этом они выражали благодарность России за возрождение Аквилы, говоря о нашей стране как о надежном и конструктивном партнере.
Довольно оптимистично настроен и посол России Сергей Разов. «Несмотря на турбулентную обстановку, наши отношения с Италией развиваются стабильно, и сегодняшнее мероприятие тому доказательство»,— заявил он “Ъ”. По словам дипломата, между Россией и Италией запланировано немало контактов, в том числе в рамках итальянского председательства в G20 в этом году. В частности, в конце июля в Риме пройдет встреча министров культуры стран «двадцатки».