Играм убавили время
Как власти Китая борются с зависимостью несовершеннолетних геймеров
«Коммерсантъ FM» от 31.08.2021, 15:32
Китайские подростки смогут играть в видеоигры только три часа в неделю: в стране снова ужесточили правила для индустрии. Если возраст пользователя не подтвержден или ему меньше 18 лет, платформы предоставят доступ с 20:00 до 21:00 и только по пятницам, выходным и праздникам. Как власти контролируют геймеров? И почему корпорации соглашаются на миллиардные убытки? Об этом — Даниил Бабкин.
Более 700 млн человек, то есть половина населения Китая,— геймеры. Существенная часть сильно зависима от видеоигр. Решить проблему в прошлом десятилетии пытались с помощью «исправительных центров», многие из которых прославились негуманными методами «лечения». Несколько лет назад власти обратили на это внимание и решили ввести «виртуальный комендантский час» для подростков, запретив тем играть по ночам. Правительство считает, что игры пагубно влияют на их психическое и физическое состояние, рассказал бывший глава представительства российской рекламной компании в Китае Александр Казюхин: «Чрезмерное увлечение онлайн-играми, которые очень развиты в Китае, привело к серьезным социальным проблемам. С этим пытаются бороться: ранее запретили играть по ночам, сейчас ввели какие-то дополнительные ограничения».
Возможности для тотального контроля за геймерами разрабатывают и внедряют сами компании. Китайские подростки научились обходить запрет на игру ночью, поэтому в этом году Tencent — одна из крупнейших корпораций — разработала и внедрила систему «полуночный патруль». Она сканирует лица игроков и требует регистрацию под реальными именами. При таком раскладе шансов ее обойти немного, говорит руководитель компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров: «В Китае весь интернет контролируется на государственном уровне. У них есть социальный граф, к которому подключается все больше и больше систем, позволяющих ранжировать людей. Есть национальные операционные системы и массовые приложения, собирающие данные от пользователей.
Китайские власти способны видеть, к каким узлам интернета подключается тот или иной пользователь, и сразу определять, является ли он ребенком».
Месяц назад государственная газета Economic Information Daily опубликовала статью, в которой назвала видеоигры «духовным опиумом» для народа. Акции крупнейших игровых компаний рухнули. Капитализация Tencent, например, снизилась на $60 млрд. Корпорации принимают правила игры, навязанные властями, но зачастую в попытке показать свою лояльность сами вводят слишком жесткие ограничения, считает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко:
«Запретительные инициативы в Китае зачастую идут не от правительственных министерств, а снизу. В течение недели после заявления про «духовный опиум» вице-президенты компаний выступили с заявлениями о введении ограничений для детей.
Самоцензура в стране действует гораздо круче, чем навязанная сверху.
Компания, естественно, принимает правила игры и даже сама делает их исключительно жестокими. Те организации, которые не хотят идти на уступки, подвергаются гонению не только извне, но и изнутри Китая и теряют гораздо больше денег».
Предложения контролировать играющих в компьютер детей периодически звучат и в России, особенно часто после стрельб в школах. Эксперты отмечают, что создать такую систему, как в Китае, очень сложно, однако управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский такого развития событий не исключает: «Наше руководство подглядывает за Китаем. К сожалению, плохие истории находят отклик в патриотической русской душе. Если там запретят игры, то кому-то из наших депутатов эта инициатива наверняка понравится, и он тоже предложит подобное».
Для китайских компаний антигеймерская политика властей приводит к колоссальным потерям доходов. Однако лояльная китайская аудитория этому не сопротивляется. По одной из версий, запреты и ограничения для корпораций связаны не столько с заботой о здоровье нации, сколько с попыткой заставить компании торговаться на местных, а не на зарубежных биржах.