ЕС приземлит белорусский экспорт
Европа грозит Минску эмбарго на нефтепродукты и удобрения
Газета «Коммерсантъ» №88 от 26.05.2021, стр. 1
ЕС рассматривает введение новых экономических санкций против Белоруссии после инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске. Потенциально самые чувствительные направления — нефтепродукты, продажа которых в ЕС в 2020 году принесла Белоруссии более $1 млрд, и калийные удобрения ($200 млн). Собеседники “Ъ” и эксперты полагают, что с помощью Москвы Белоруссия сможет избежать катастрофического сценария для нефтепереработки, наладив продажи за рубеж через Россию. Что касается калия, то Белоруссия сравнительно легко переориентирует его поставки на другие рынки.
МИД Литвы призвал ЕС ускорить принятие четвертого пакета санкций против Белоруссии и ввести секторальные санкции против ключевых белорусских экспортных компаний. Об этом 25 мая заявил министр Габриэлюс Ландсбергис.
Накануне главы стран Евросоюза выступили за введение новых экономических санкций против Белоруссии из-за инцидента с вынужденной посадкой в Минске следовавшего из Афин в Вильнюс самолета Ryanair 23 мая. После приземления находившийся на борту Роман Протасевич, один из основателей оппозиционного Telegram-канала Nexta, был задержан. Власти ЕС намереваются запретить белорусской «Белавиа» пользоваться своим воздушным пространством и рекомендовали европейским авиакомпаниям не использовать воздушное пространство Белоруссии.
Далее речь может идти об ограничении экспорта наиболее чувствительных для Белоруссии позиций — нефтепродуктов, доход от поставок которых в Европу занимает около 20% поступлений бюджета, а также удобрений.
Европа — второй по величине внешнеторговый партнер Белоруссии после России. В 2020 году республика продала в ЕС товаров на $5,5 млрд, пятая часть которых пришлась на нефтепродукты. В 2020 году поставки нефтепродуктов снизились более чем на 40% на фоне пандемии и общего падения потребления топлива в мире. При этом в первом квартале 2021 года, по данным Белстата, экспорт белорусских нефтепродуктов активно рос (в целом в 2,2 раза, до 2,5 млн тонн), причем на европейские страны пришлось 1,5 млн тонн (рост в 6,8 раза) на сумму $550,9 млн (рост в 7,3 раза). Такие показатели объясняются в основном эффектом низкой базы с учетом приостановки поставок нефти из России в Белоруссию в начале 2020 года и соответствующим сокращением загрузки белорусских НПЗ. Остальной экспорт нефтепродуктов в основном осуществляется на Украину.
Сейчас нефтепереработка Белоруссии уже находится в сложном положении после того, как в апреле США ужесточили санкции против НПЗ «Нафтан» в Новополоцке. В результате российские компании, боясь попасть под вторичные санкции, снизили поставки на «Нафтан» на май вдвое, до 600 тыс. тонн.
По мнению собеседников “Ъ” в отрасли и экспертов, дополнительные ограничения со стороны Евросоюза могут привести не только к резкому падению экспорта нефтепродуктов из Белоруссии, но и к их временному дефициту на внутреннем рынке.
Это связано также с тем, что Мозырский НПЗ в первые две недели июня планируется вывести на ремонт, и он будет работать только с 50-процентной загрузкой. В то же время в Минске обещают исполнить свои обязательства перед потребителями в полном объеме. По мнению источников “Ъ”, недостающие объемы в случае критической ситуации могут компенсировать российские компании.
В дальнейшем, считает Андрей Полищук из Райффайзенбанка, Белоруссия может наладить экспорт нефтепродуктов и других ликвидных товаров в Европу через Россию, либо заключив соответствующие соглашения с трейдерами, либо продавая топливо напрямую российским компаниям, которые потом будут их экспортировать от своего имени. Аналогичная схема может работать при поставках на Украину, считают собеседники “Ъ”. В феврале Россия и Белоруссия договорились о транзитной перевалке нефтепродуктов с белорусских НПЗ через российские порты. В марте, по данным Refinitiv Eikon, таким образом было поставлено около 700 тыс. тонн бензина, мазута и вакуумного газойля с Мозырского и Новополоцкого НПЗ. К концу года эти объемы могут существенно увеличиться, если Минск найдет сырье для своих заводов, полагают источники “Ъ”.
Другой важный экспортный товар, которого могут коснуться санкции ЕС,— это минудобрения, и прежде всего калий. В 2020 году объем экспорта этого продукта составил $2,4 млрд, но на ЕС пришлось менее 10% ($196 млн). Основная часть белорусского калия идет в Бразилию, Китай и Индию. Именно за счет спроса в этих странах в январе 2021 года доходы от поставок калия за рубеж выросли почти на 40%, до $226,5 млн, хотя остальные потребители, в том числе в Европе, сокращали импорт. Поэтому собеседники “Ъ” считают, что Белоруссия сможет без потерь переориентировать объемы из ЕС на другие рынки. Андрей Лобазов из «Атона» отмечает, что европейский рынок калия, безусловно, важен для Белоруссии, но с учетом сбыта в азиатские страны и Бразилию сценарий запрета поставок в ЕС не будет критичным для Минска. По его мнению, со временем произойдет взаимное замещение этих объемов поставками из России. В «Уралкалии» отказались от комментариев.